В настоящее время в
распоряжении музея 2 уютные светлые комнаты, в одной из которых
размещены этнографические экспонаты, связанные с историей, культурой
и бытом удмуртов, а в другой представлен материал об удмуртской
литературе, о жизни и творчестве писателей, связанных с Удмуртией.
Здесь имеются не только книги писателей с их автографами, но и
фотодокументы, красочно оформленные альбомы, сувениры, аудио- и
видеозаписи. Оформлены отдельные экспозиции об Ашальчи Оки, Кузебае
Герде, Флоре Васильеве, Михаиле Петрове, Германе Ходыреве, Филиппе
Кедрове, Татьяне Черновой и др. Проводятся экскурсии о жизни и
творчестве этих и многих других деятелей литературы.
В разделах экспозиции музея фотографии, рукописи из личных архивов,
портреты писателей, сделанные любителями и профессиональными
удмуртскими художниками.
Цель нашего музея:
Создание условий в
музее для патриотического воспитания учащихся, привития
уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему своего
края, к людям разных национальностей.
Задачи:
1. Активизация поисково-собирательской и
исследовательской работы школьников через различные формы
деятельности.
2. Развитие у учащихся творческого подхода к
поисково-исследовательской и музейной деятельности.
3. Использование фондов музея как важной
составной части регионального компонента учебно-воспитательного
процесса.
Школьный
музей работает по следующим направлениям:
1. Поисково-исследовательская работа
(экспедиции, встречи, походы, работа с архивными и библиотечными
фондами).
2. Экспозиционная работа (оформление альбомов, папок-раскладушек,
экспозиций по определённым темам, обновление старых разделов
экспозиций, создание декораций, оформление школы к общешкольным
праздникам и знаменательным датам республики, оформление выставок).
3. Просветительская работа (проведение экскурсий на базе материалов
музея, конкурсы чтецов и рисунков по прочитанным произведениям,
театрализация литературных произведений и удмуртских народных
сказок, разучивание и исполнение удмуртских народных песен,
музыкальных игр и малых жанров детского фольклора, проведение
праздников и т.д.).
4. Фондовая работа (учёт и хранение памятников истории и культуры,
нахо-дящихся в ведении нашего музея).
Участниками программы являются учащиеся 1 – 11 классов.
С учётом возрастных и психологических особенностей школьников, музей
использует различные формы и методы работы.
Для младшего
и среднего школьного возраста организовываются:
• знакомство с писателями, участниками ВОВ, в форме игры-путешествия
по книгам;
• экскурсии по фондам музея;
• встречи с детскими писателями и поэтами, народными умельцами,
артиста-ми края;
• конкурсы рисунков, чтецов;
• факультативные занятия по изучению удмуртского языка;
• работа фольклорной студии «Леленчи», кружка «Умелые ручки».
Для старшего школьного возраста:
• литературные краевые олимпиады;
• поисково-исследовательская работа;
• встречи с учёными, художниками, актёрами театров Удмуртии и
другими знаменитыми людьми;
• занятия в драматической студии «Арбат», в клубе юных
исследователей «Мысль»;
• фольклорные и этнографические экспедиции и т.д.
Учащихся всех классов привлекаются в организацию и проведение
общешкольных литературных, фольклорных и календарных праздников.
Многообразна и увлекательна работа музея, который занял важное место
в жизни ученического коллектива. Ежегодно проводится в музее
традиционная игра «Путешествие по книгам писателей Удмуртии».
Маршрут путешествия объединяет главные этапы истории нашей
республики: «Октябрьская революция и Удмуртия», «Гражданская война
на территории Удмуртии», «Годы первых пятилеток», «Десятая и
одиннадцатая пятилетки». Каждый участник игры должен прочитать не
менее 5 книг писателей Удмуртии, посвящённых тому или иному
историческому этапу, встретиться с интересным человеком. Завершается
путешествие красочным праздником, на котором присутствуют писатели.
Весь прошлый учебный год был посвящён 60-летию Победы в ВОВ, поэтому
все классы нашей школы получили маршрутные листки «По дорогам войны»
и в течение года проводили различные мероприятия, посвящённые этой
великой дате. В конце года сдали альбомы, отражающие их деятельность
в течение года.
Трудно переоценить значение драматического кружка в эстетическом и
нравственном воспитании детей, т.к. участие в самодеятельном
спектакле позволяет ребятам научиться глубже разбираться не только в
социальной, но и в художественной сущности произведения, понимать
его образный строй. В школьном драмкружке учащиеся ежегодно
инсценируют произведения удмуртских писателей и удмуртские народные
сказки. Большинство инсценировок написаны С.Г.Добровольской.
В нашем музее часто бывают гости. Среди них писатели и поэты,
композиторы, учёные, артисты, редакторы детского журнала «Кизили» и
газеты «Зечбур!», иностранные студенты и аспиранты, изучающие
удмуртский и русский языки, а также обучающие студентов УдГУ языку
своей страны, студенты финноугорского отделения факультета
удмуртской филологии и многие другие. Тёплыми, волнующими бывают эти
встречи. Гости рассказывают детям о своём творчестве, а дети читают
их стихи, показывают инсценировки, исполняют песни на их стихи, а
также удмуртские народные песни. Каждая такая встреча – событие, в
котором участвуют все школьники.
Музей помогает в изучении школьного курса литературы, краеведения, в
расширении литературного кругозора учащихся. Учителя русского языка
и литературы при изучении программного материала используют фонды
музея, проводят встречи с литераторами.
Наш музей находится в постоянном творческом поиске. Так, летом 2004
года проведена этнографическая экспедиция в Кизнерский район нашей
республики, а летом 2005 года – в Балтасинский район Республики
Татарстан. Во время этих экспедиций собрано много этнографического
материала, что позволило открыть этнографический отдел школьного
музея, разработать программы фольклорной студии «Леленчи» и клуба
юных исследователей «Мысль». Фольклорная группа в прошлом учебном
году заняла 3-е место в районном смотре фольклорных коллективов, а
члены клуба юных исследователей получили дипломы 1-ой и 3-ей степени
в конкурсе научно-исследовательских работ «Моя Удмуртия»,
проведённом Удмуртским госуниверситетом. Открытие этнографического
отдела музея даёт возможность организовывать встречи с удмуртскими
мастерицами.
При нашем музее часто проводятся районные и республиканские семинары
учителей удмуртского языка и руководителей школьных музеев.
|